Как пользоваться коробкой автомат, инструкция.
Как ездить с автоматом?
Этот вопрос задают многие автолюбители, которые не имеют опыта езды с
автоматической коробкой передач, и планируют покупку автомобиля с
автоматом. Они справедливо боятся, что могут сломать агрегат, если не
будут знать как с ним ездить.
Автоматическая коробка передач имеет свои правила эксплуатации,
несоблюдение которых действительно может привести к его поломке. Вместе с
неоспоримыми удобствами при движении автоматическая коробка может так
же доставить и некоторые хлопоты, которые необходимо учитывать, при
выборе автомобиля с АКПП.
Во-первых необходимо знать для чего предназначены режимы движения, обозначенные на рычаге переключения АКПП.
1. Режим «Паркинг» (Р) -
в этот режим переводится АКПП когда автомобиль находится на стоянке. В
этом режиме в коробке включается специальный блокиратор, благодаря
которому автомобиль невозможно сдвинуть с места.
Частая ошибка многих автовладельцев поначалу езды с автоматом —
они переводят в режим «Паркинг» автомобиль, который ещё немного движется
(накатом). Переводим в режим «Р» только после полной остановки автомобиля, иначе есть возможность повредить блокиратор. Кроме того, если автомобиль ставится на стоянку на горке - прежде чем перевести рычаг в положение «Р» — поставьте машину на ручной тормоз — это так же поможет сберечь блокиратор.
2. Режим «Реверс» (R) -
в этом режиме автомобиль движется назад.
Так же очень частая ошибка многих автовладельцев — они включают
режим «Реверс» на автомобиле, который ещё немного движется вперёд
(накатом), и наоборот, включают режим «Драйв» (D) когда автомобиль
движется немного назад (так же накатом), например при развороте в
несколько приёмов. Если мы хотим продлить жизнь своей автоматической коробке передач — режим «Реверс», так же как и «Драйв», включаем только после полной остановки автомобиля.
3. Режим «Нейтраль» (N) -
в этом режиме автомобиль может свободно двигаться вперёд-назад, в этом режиме его можно толкать на небольшие расстояния.
Основная ошибка многих автовладельцев, связанная с режимом
«Нейтраль» — они считают что «Нейтраль» на автомате — точно такая же как
и на механической коробке передач, и включают этот режим тогда, когда
они включили бы его на механике (например когда стоят в пробке). Но это
не так. Если мы хотим, чтобы коробка прожила долго — включать «Нейтраль» стоя в пробках — не нужно. Для этого предназначен режим «Драйв» (D), его один раз включили — и едем до тех пор пока не приедем. Если хочется снять ноги с педалей в пробке — включаем режим «Паркинг». «Нейтраль» — это больше сервисный режим, для перемещения автомобиля без участия двигателя.
4. Режим «Драйв» (D) -
это режим движения автомобиля вперёд. Режим «Драйв» имеет специальную
защиту от самопроизвольного включения, поэтому включается только после
нажатия на педаль тормоза.
5. Режимы движения 4-3-2-L -
в этих режимах автоматическая коробка задействует только определённые
передачи (в режиме «4″ — только 4 передачи, в режиме «3″ — только 3
передачи, в режиме «2″ — только 2 передачи, в режиме «L» — только
первую).
Эти режимы предназначены для движения автомобиля в сложных условиях,
например по горным серпантинам. Если автомобиль будет очень долго ехать
под уклон — чтобы не перегреть тормоза — можно включить режим «2″ или
«3″, и автомобиль будет постоянно ехать не выше второй или третьей
передачи, и не будет слишком сильно разгоняться. Так же режимы «L» или
«2″ используются если требуется заехать в крутую горку, чтобы коробка не
переключилась в самый неподходящий момент.
Все эти режимы может заменить функция «Тип-Троник» — функция ручного
переключения передач на автомате. Однако на некоторых «Тип-Трониках»
коробка может вмешиваться в работу водителя и самостоятельно переключать
передачи при достижении максимальных оборотов двигателя.
6. Кнопка «Shift» — сервисная кнопка.
Находится, как правило, рядом с «Р» предназначена для механического
отключения защиты самопроизвольного выключения режима «Паркинг» в
случае, когда машина полностью обесточена (снят или полностью разряжен
аккумулятор).
7. Режимы «Snow» и «Sport» -
чаще всего включаются кнопками возле рычага АКПП, соответственно — режимы для движения в снег и спортивный режим коробки.
Спортивный режим помогает быстро выполнять манёвры при интенсивном
движении автомобиля, коробка чаще включает пониженную передачу и
полностью использует всю мощность двигателя машины.
Режим для движения по заснеженным дорогам — помогает автомобилю
плавно трогаться на скользком покрытии, нередко сразу с второй передачи.
Внимание! Возможность постоянного использование
этого режима нужно уточнить у завода-производителя, на многих
автомобилях этот режим предназначен для редкого использования, и
продолжительная езда в этом режиме может вывести АКПП из строя.
Во-вторых, владельцу автомобиля с автоматом необходимо знать правила езды с ним.
Первое, и основное правило езды на АКПП -
нужно постоянно помнить, что автоматическая коробка передач очень не
любит пробуксовки колёс, и не допускать этого. Особенно это актуально
зимой, когда кругом снег и лёд, а так же для водителей — гонщиков,
которые могут буксовать даже на сухом асфальте.
Сегодня многие автомобили оборудованы системой антипробуксовки и это
хорошо для автомата, но бывают случаи, когда эту систему приходится
отключать (например когда автомобиль застрял), поэтому полностью
исключить пробуксовки колёс нельзя, но необходимо свести их к минимуму.
Второе правило езды на АКПП —
не включать режим «Нейтраль» без серьёзных на то причин. Постоянно пользоваться этим режимом, как на механике, нельзя.
Третье правило езды на АКПП —
нельзя таскать на автомобиле с автоматом прицеп или другой автомобиль.
Автомат для этого просто не предназначен. Конечно у автомата есть
некоторый запас прочности, и скорее всего сразу ваш автомобиль не
сломается, но регулярная езда с повышенными нагрузками будет постоянно
приближать конец АКПП. Если планируете часто ездить с прицепом на
автомобиле с АКПП — берите такой автомобиль, у которого большой запас
прочности — например тяжёлый внедорожник.
Четвёртое правило езды на АКПП —
автомобиль с автоматом нельзя заводить с «толкача». Некоторые умельцы, конечно, заводят машины с АКПП с толкача, но бесследно для автомата подобные фокусы не проходят.
Пятое правило езды на АКПП —
автомобиль с автоматом нельзя таскать на привязи. Это
— самое «неудобное» правило эксплуатации автоматической коробки
передач, если вдруг случается какая-то неприятность с двигателем
автомобиля — то его нельзя просто взять и отбуксировать в сервис. Это
связано с тем, что внутри АКПП при движении должно постоянно
циркулировать масло, и если двигатель автомобиля заглушен — должной
смазки механизмов автомата не происходит, и это может его вывести из
строя.
В инструкции по эксплуатации АКПП написано что можно буксировать
автомобиль на небольшие расстояния (до 20-50 км) с небольшой скоростью
(до 20-30 км/ч), но на практике если сервис находится дальше чем в
трёх-пяти километрах — лучше сразу вызывать эвакуатор. Стоимость такой
поездки на эвакуаторе будет не сильно высокой, а вот серьёзных проблем с
автоматом можно избежать.
Кроме того, необходимо помнить, что автоматическая коробка передач — очень сложный узел, который требует своевременного обслуживания и замены масла.
Обслуживание должно проводиться точно в срок, установленный
заводом-производителем. Так же сроки обслуживания могут сокращаться в
сложных условиях эксплуатации.
Соблюдая эти правила, вы сможете продлить жизнь своей автоматической
коробке передач, и даже если вы не планируете ездить на этом конкретном
автомобиле долго — соблюдение этих правил поможет вам продать автомобиль
с исправной АКПП, что несомненно скажется на его стоимости.
|